Яхта «Гретель»

«Гретель» (Gretel) Швеция, XVIII в. Прогулочная яхта.

Масштаб 1:54. Размеры модели: длина 410 мм, высота 355 мм.

В настоящее время эта модель продана, студия может изготовить её для вас.

Ориентировочная цена 30 000 руб.

 

Яхта «Гретель». История корабля.

Все авторитетные источники указывают на голландское происхождение яхт как типа судов. После завершения Нидерландской революции в 1648 г. на карте Европы образовалась первая капиталистическая страна. Новому правящему классу понадобились и новые суда для морских прогулок и представительства, недорогие и практичные.

Прародителем яхты был голландский одномачтовый бот. В предшествующей длительной войне с Испанией за независимость подобные суда вооружались пушками и использовались как прибрежные каперы и канонерские лодки. Управляемые смелыми и решительными экипажами, они оказались ценными кораблями в составе флота.

Принц Мориц Оранский, создатель голландской регулярной армии, первой армии современного типа вообще, был любителем плавания на яхте. Ему принадлежала едва ли не первая военная яхта «Neptunus». Постройка этого корабля повлияла на тип как государственных (в составе ВМФ и яхт первых лиц), так и херрен-яхт (частных) в XVII—XVIII в.в. Корпус яхты того времени практически повторял классический голландский бот, «пузатый» и мелкосидящий, снабженный боковыми поворотными швертами. Яхты имели характерную надстройку-«павильон» во всю ширину корпуса, сравнительно длинную и невысокую, в качестве салона и обеденного зала. 

Первоначально яхты несли шпринтовое вооружение, вообще типичное для голландских судов. Первые изображения яхт с гафельным вооружением датируются примерно 1650 г., но еще около 20 лет использовались и яхты со шпринтовым парусом.

Подобные корабли, несложные в управлении, относительно недорогие и престижные, широко распространились на Балтике и в Северном море. В России Петр I пытался приучить русскую аристократию к морю и даже дарил своим приближенным яхты, построенные по образцу голландских. Из подобных кораблей составился "Невский флот", фактически первый русский яхт-клуб.

Яхта «Гретель» была построена в середине XVIII в. по чертежам известного корабельного инженера Фредерика Чапмана. Это прекрасный образец прогулочной яхты, ставшей гораздо совершеннее голландских судов XVII в. Более развитое парусное вооружение повысило скорость яхты. Сравнительно острые обводы позволили обойтись без швертов. В отличие от ранних яхт «Гретель» несла гафельное вооружение и топсель на рее. Её парусное вооружение, за исключением топселя, гораздо ближе к применяемому на современных крейсерских яхтах.