«Голден Хинд» (Golden Hind) Англия, XVI в. Галеон.
Масштаб 1:53. Размеры: длина 496 мм, высота 408 мм, ширина 260 мм.
Модель парусника продаётся из студии.
Цена 150 000 руб.
Галеон «Голден Хинд» — парусник путешествий и открытий
Корабль был спущен на воду в 1576 г. на верфи в Олдборо, Суффолк, затем переведён для вооружения и оснащения в плавание в Плимут. Первоначально назывался «Пеликан». Этот очень небольшой (около 300 т водоизмещения) трёхмачтовый галеон вскоре стал флагманом Френсиса Дрейка, оснастившего эскадру из четырёх больших и двух малых кораблей. С благословения королевы Елизаветы I английские корсары отправились 23 декабря 1577 г. из Плимута на разбой в воды Южной Америки, где можно было хорошо пограбить испанские суда, набитые драгоценностями, и серебряные рудники.
По одним сведениям, флагман корсаров был переименован в «Голден Хинд» («Золотую лань») вскоре после начала экспедиции, по другим — незадолго до выхода в Тихий океан. Вскоре после того, как английские корабли прошли Магеллановым проливом, в сильный шторм они разлучились, и Дрейк на единственном корабле «Голден Хинд» продолжил набег на испанские поселения по побережью Тихого океана. Захватив богатую добычу, он рассчитывал вернуться в Атлантику, обогнув Американский континент с севера. Однако, предположив по конфигурации береговой черты, что Северная Америка соединяется с Азией, Дрейк спустился с 48º северной широты до 38º и проложил курс «Голден Хинд» на запад.
Миновав Филиппины, 3 ноября 1678 г. английские корсары достигли Молуккских островов. Эти места уже были известны европейцам как источник пряностей, ценившихся едва ли не дороже золота. Закупив продовольствие и пряности, пополнив запасы воды, мореходы двинулись дальше и вскоре стали первыми англичанами, достигшими Индийского океана. В неизвестных водах, карт которых не существовало в принципе, среди множества мелей и рифов в лабиринте островов, вояж Френсиса Дрейка едва не закончился печально. 9 января 1580 г. парусник сел на подводную скалу, и чтобы спасти «Голден Хинд», морякам пришлось пожертвовать частью добычи, припасов и даже артиллерии — за борт полетели 8 орудий. Безусловно оставлялись только мешки с драгоценностями. Облегчение корабля и перемена ветра помогли галеону сойти с рифа.
12 марта «Голден Хинд» бросил якорь на о. Ява, где у Дрейка установились дружеские отношения с местным раджой. Дёшево закупив множество продовольствия для перехода через Индийский океан, англичане продолжили плавание. Погода благоприятствовала кораблю, и 15 июня «Голден Хинд» обогнул мыс Доброй Надежды, а 22 августа миновал Канарские острова.
Легендарное путешествие или выдающийся морской разбой
Френсис Дрейк закончил свою кругосветную экспедицию 26 сентября 1580 г., вернулся в Плимут, откуда и начинал свой вояж. «Голден Хинд» стала вторым кораблём, завершившим подобное плавание, а сам Дрейк стал первым капитаном кругосветки, прошедшим её от начала до конца. Имя Дрейка получил пролив между архипелагом Огненная Земля и Антарктидой, открытый им случайно. А в Северо-Западном проходе между Тихим океаном и Атлантикой, которым корсар планировал вернуться на родину, впоследствии погибли несколько экспедиций. Менее известен тот факт, что Дрейк привёз в Англию картофель, который впоследствии распространился в Европе, дав пищу беднякам.
Для королевы Елизаветы немаловажным итогом кругосветного вояжа Дрейка было утверждение Англии как морской державы. Но главным стала огромная материальная прибыль. Сколько награбленного привёз Дрейк на родину, доподлинно неизвестно, считается, что на сумму около 600 тысяч английских фунтов — деньги по тем временам фантастические, весь годовой доход английской казны тогда был около 300 тысяч фунтов. Королева сразу наложила руку на большую часть добычи.
В Англии удачливый морской разбойник Дрейк стал едва ли не национальным героем. И 4 апреля 1581 г. Елизавета I специально прибыла на борт «Голден Хинд», чтобы произвести «своего пирата» Френсиса Дрейка в рыцари. Тогда это была честь не чета сегодняшней, когда в рыцари возводят разных актёров — во всей Англии только около 300 человек носили рыцарское звание.
По желанию королевы, галеон «Голден Хинд» решили сохранить как символ морской славы нации. Долгое время корабль стоял в сухом доке в Депфорде, в устье Темзы. Скорее всего, это был первый в истории случай сохранения прославившегося корабля. Однако в конце концов «Голден Хинд» обветшал, и в 1662 году легендарный парусник разобрали. Охотники за сувенирами растащили деревянные части корабля на изготовление мебели и разные поделки.
В наше время были построены две реплики галеона «Голден Хинд», одна из них с 1963 г. стоит в качестве плавучего музея в гавани Бриксхэма, Девоншир. А вторая, построенная в 1973 г. в Англии по американскому заказу, повторила кругосветку своего предшественника, по пути побывав в качестве музея в Калифорнии и поучаствовав в Японии в съемках сериала «Сёгун». В настоящее время эта плавающая реплика продана Англии и с 1996 г. используется в основном в качестве развлекательного судна и плавучего музея.
Следует заметить, что обе реплики разные, поскольку подлинных чертежей галеона «Голден Хинд» не сохранилось, да и не выполнялись в то время судостроительные чертежи вообще. Так что корабль Френсиса Дрейка реконструировали по рисункам того времени, выполненным неизвестно с какой точностью, данным подводных археологов, исследовавших затонувшие корабли XVI века, и собственным представлениям о прекрасном. Примерно такая же достоверность и у данной реконструкции, и у всех чертежей галеона «Голден Хинд», которые можно найти сейчас.