Китайская джонка

Торговая джонка. Китай, XVIII в.

Масштаб 1:75. Размеры: длина 440 мм, высота 480 мм, ширина 110 мм.

Материалы: дуб, липа, бамбук, орех, ясень, перкаль, медь, латунь.

Модель продается из студии.

Цена 83 000 руб.

 

Китайская джонка. Описание корабля.

Джонка - собирательное название для всех парусных судов Юго-восточной Азии. Обычно же под этим термином понимают китайские каботажные парусники. Происхождение джонки теряется в глубине веков, однако ещё в XIV веке подобные суда совершали плавания из Китая к берегам Африки.

Парусное вооружение джонки сильно отличается от европейского: столбовые мачты-однодревки, как правило, не имеют стоячего такелажа, а парус, делавшийся изначально из бамбуковых циновок, имеет многочисленные латы на всю ширину. Такой парус, похожий по принципу работы на современный парус-крыло, позволяет джонкам ходить очень круто к ветру. Кроме того, подобное парусное вооружение позволяет джонке обходиться сравнительно небольшим экипажем.

Плоскодонный корпус джонки имеет высоко поднятую корму и далеко выступающий нос. Он разделен сплошными продольными и поперечными переборками, впервые появившимися именно на китайских джонках. Еще одна характерная особенность джонки — большой перфорированный руль, который может опускаться с помощью специального колодца на корме. Он заменяет судну отсутствующий киль. 

Джонки являются вполне мореходными судами. Однако их появлению в европейских водах препятствовал изоляционизм Китая и прямой запрет продавать китайские суда иностранцам. В 1846 г. трехмачтовая гонконгская джонка 800 тонн водоизмещением, нелегально купленная англичанами, обогнула мыс Доброй Надежды. Она посетила Нью-Йорк, а затем прибыла в Лондон. Судно показало вполне удовлетворительные даже для штормовой Атлантики мореходные качества и скорость на переходе не хуже парусников европейского типа.

Джонки, сохранив региональные различия, до сих пор используются в странах Юго-Восточной Азии. А парус по типу джонки с успехом применяется на современных крейсерских яхтах.