«Катти Сарк» (Cutty Sark) Великобритания, 1869 г.
Чайный клипер.
Масштаб 1:115. Размеры: длина 760 мм, высота 580 мм, ширина 230 мм.
Модель была выполнена по предварительному заказу. Студия может повторить её для вас.
Цена договорная.
Клипер «Катти Сарк» — легендарный парусник. История корабля.
«Катти Сарк» стал самым известным из некогда многочисленных "гончих океана", парусных клиперов. Эти корабли были самыми быстроходными коммерческими парусниками в истории судостроения. Также «Катти Сарк» до 2007 г. оставался единственным сохранившимся чайным клипером.
Классические клиперы появились в США как развитие балтиморских клипер-шхун, первым настоящим клипером считается «Рейнбоу» 1845 г. постройки. Англичане копировали свои первые суда этого класса с американского парусника «Ориенталь», показавшего в первом же рейсе в 1849 г. невиданную доселе скорость, рейс из Гонконга до Лондона занял 81 день. Основным товаром, который доставляли в Англию быстроходные парусники, был китайский чай. До 1860 г. для его перевозки зачастую фрахтовались американские суда.
Знаменитые чайные гонки начали свою историю в 1859 г., когда из Китая одновременно вышли в Лондон с грузом чая 11 клиперов. Их маршрут проходил через Индийский океан, вокруг мыса Доброй Надежды, затем через Атлантику к берегам Британии. Гонки чайных клиперов много лет подряд были для лондонцев новым популярным развлечением, на суда-участники принимались ставки, как на скаковых лошадей... Капитан клипера, первым вставшего на разгрузку, получал от лондонских купцов 100 фунтов премии, а его команда — по 10 шиллингов. Самой яркой из них стала «Великая чайная гонка» 1866 г., в которой участвовали 16 кораблей.
Клипер «Катти Сарк» появился на свет в 1869 г., уже на закате «бриллиантовой эры» парусников. Он был заложен на верфи «Линтон & Скотт» в Дамбартоне, Шотландия, по заказу лондонского судовладельца, в прошлом капитана нескольких клиперов Джона Уиллиса. Новый парусник проектировался как будущий победитель "чайной регаты", чтобы превзойти в скорости предыдущего фаворита гонок, клипер "Фермопилы". «Катти Сарк» по своему парусному вооружению была кораблём, все три её мачты были оснащены прямыми парусами. Только основных парусов насчитывалось 29, а в слабый ветер ставились дополнительные стаксели и лисели. Ведь главным для подобных парусников была не максимальная скорость, достигавшая 21 узла, а способность двигаться в самый слабый ветер.
По пропорциям, конструкции корпуса и размерам новый клипер следовал лучшим образцам своего класса, однако Уиллис еще при проектировании нового судна на основании собственного опыта потребовал увеличить полноту кормовых обводов. При этом, по его замыслу, парусник мог сравнительно безопасно идти с попутным штормом. «Катти Сарк» имела композитный корпус: деревянную обшивку на железном наборе. В надводной части использовался тик, в подводной — вяз, исключительно стойкий к гниению. Также подводная часть парусника для предупреждения обрастания при плавании в южных морях, по обычной в английском флоте практике, была обшита листами мюнц-металла (свинцовистой латуни). Стоячий такелаж «Катти Сарк», ванты и штаги, был уже из стальных тросов, для части бегучего такелажа использовались цепи.
Необычным было название нового клипера. В то время судовладельцы предпочитали солидные, звучные или мифологические имена, символизирующие скорость или надёжность: «Ариэль», «Летящее облако», «Челленджер»... Уиллис под впечатлением описанной в поэме Бернса ведьмы Нэн-Короткая-Рубашка первоначально хотел назвать свой новый парусник «Си Уитч» («Морская ведьма»), однако это имя оказалось занято. И клипер получил имя «Короткая Рубашка» - «Катти Сарк», а выполненная по эскизу её строителя Линтона носовая фигура парусника изображала ту самую героиню поэмы.
В своё первое плавание клипер «Катти Сарк» вышел в феврале 1870 г. Парусник, к разочарованию его владельца, не поставил рекордов скорости. И неудивительно, ведь команда ещё не вполне освоила новый корабль, а его оснащение, то есть установка рангоута и такелажа, по обычной в те годы практике, была выполнена верфью без тщательной подгонки: считалось, что эту работу, так же как и обтяжку стоячего такелажа и «выхаживание» парусов (придание им нужной формы), должна была выполнить команда в первом рейсе. Лучшим достижением клипера «Катти Сарк» стало третье место в чайной гонке 1871 г., когда её опередили только уже прославленные «гончие» «Титания» и «Фермопилы».
Наибольшую известность «Катти Сарк» приобрела после следующей гонки со своим главным конкурентом, клипером «Фермопилы» в 1872 г. Оба парусника начали рейс из Шанхая в один день, 18 июня. В сильный шторм «Катти Сарк» едва не потерпела крушение, потеряв перо руля, однако после ремонта посреди бушующего океана клипер продолжил плавание и закончил рейс за 122 дня, отстав от своего соперника всего на одну неделю. Соперничество этих двух великолепных парусников продолжалось и в последующие годы, но роковую роль в судьбе чайных клиперов сыграло открытие Суэцкого канала. Длина морского пути в Индию сократилась на 8000 км, и пароходы, в 1860-е годы вполне освоившие рейсы на Дальний Восток, стали выполнять их быстрее клиперов.
Парусникам пришлось осваивать новые маршруты, в частности «Катти Сарк» встал на «шерстяную линию» из Австралии вокруг мыса Горн в английские порты. И если в чайных гонках клипер остался крепким середняком, то на этих рейсах оказался вне конкуренции по скорости. Неоднократно он заканчивал рейс менее чем за 70 дней, а в 1887 г. обошёл в рейсе своего старого соперника «Фермопилы» на 8 суток. Лучший суточный переход «Катти Сарк» составлял 363 мили, то есть средняя скорость около 15 уз. — практически рекорд для крупных парусников.
Однако эксплуатация сравнительно небольшого судна, сложного в управлении и требующего высококвалифицированной команды, становилась нерентабельной. Новые, более экономичные пароходы вытесняли парусники и с австралийских линий. А для доставки массовых генеральных грузов (зерна, угля, руды, селитры) место клиперов заняли винджаммеры, огромные четырёх-пятимачтовые железные парусники.
В 1895 г. «Катти Сарк» был продан в Португалию, где по фамилии владельцев получил имя «Ферейра». Клипер долго работал в бурных водах Атлантики, снова выдержал потерю руля в шторм и впоследствии без особых повреждений пережил посадку на мель на островах Вест-Индии. В 1916 г. в шторм у берегов Южной Америки парусник лишился мачт, и при ремонте его перевооружили баркентиной (прямые паруса только на фок-мачте). Старому кораблю удалось невредимым пройти через все опасности Первой мировой войны, однако к 1922 г. его содержание стало для владельцев невыгодным. «Ферейра»-«Катти Сарк» имел по тем временам слишком малую грузовместимость и большую осадку, его эксплуатация обходилась слишком дорого.
К счастью, судьбой старого парусника заинтересовался капитан Вильфред Доуман, в свое время совершивший рейс на «Катти Сарк». Он выкупил клипер для переоборудования в учебный корабль. Впоследствии парусник был передан Королевскому Морскому колледжу, где использовался как несамоходная учебная база. В 1952 г. энтузиастами было образовано Общество сохранения «Катти Сарк», на собранные им средства была начата реставрация парусника, а 10 декабря 1954 г. старый клипер встал на вечную стоянку в специально построенном сухом доке в Гринвиче.
До 2007 г. клипер «Катти Сарк» сохранялся как музей. В ходе реконструкции 21 мая 2007 г. на корабле возник пожар, уничтоживший свыше трёх четвертей деревянной наружной обшивки и палубного настила. Исторический парусник был окончательно восстановлен и открыт для посетителей к 2012 г., но сейчас, к сожалению, представляет собой практически новодел.