Линкор «Ройал Соверен»

«Ройал Соверен» (HMS Royal Sovereign) Великобритания, 1786 г. 100‑пушечный линкор.

Масштаб 1:96. Размеры: длина 1110 мм, высота 780 мм, ширина 340 мм.

Материалы: орех, махагон, бук, ясень, самшит, бамбук, медь, латунь, металлическое литьё.

Модель продана и может быть изготовлена на заказ. 

Ориентировочная цена 440 000 руб.

 

Линкор «Ройал Соверен». История корабля. 

Линейные корабли I ранга в составе британского флота в XVIII и начале XIX века были немногочисленны из-за высокой стоимости и строились по индивидуальным проектам. «Ройал Соверен» был заложен 7 января 1774 года на королевской верфи в Плимуте, по чертежам Дж. Уильямса. Новый мощный линкор получил традиционное название в честь царствующего дома, которое в британского флоте неоднократно передавалось от закончившего службу корабля новопостроенному. Постройка корабля несколько раз приостанавливалась, и линкор был спущен на воду лишь 11 сентября 1786 года. 

Линкор «Ройал Соверен» провел большую часть службы в составе Флота Канала (пролив Ла-Манш), но совершил несколько походов в Средиземное море. Корабль за годы своей службы участвовал во множестве сражений под командованием знаменитых адмиралов. 

Линкор был флагманским кораблем авангарда Флота Канала адмирала Хау в Третьем сражении у острова Уэссан ("Славном Первом июня") в 1794 году. Корабль получил повреждения рангоута и такелажа, потери команды — убито 14 человек и ранен 41.

Был флагманом эскадры Корнуоллиса при его арьергардном бое 16 июня 1795 года с превосходящими силами французского флота. Это сражение известно как Первый бой у острова Груа или Отход Корнуоллиса. «Ройал Соверен» помешал французам захватить поврежденный английский линкор «Марс». 

В Трафальгарском сражении 21 октября 1805 г. «Ройал Соверен» был флагманским кораблем адмирала Катберта Коллингвуда. Отряд из 15 кораблей под командованием адмирала Коллингвуда должен был отрезать испано-французский арьергард от основных сил и уничтожить его.

«Ройал Соверен» первым вступил в сражение в 12 ч. 30 мин., прорезав строй неприятельской эскадры. Он атаковал испанский трёхдечный линкор «Санта Анна», флагманский корабль адмирала Алавы, и после жестокого трехчасового боя испанский флагман сдался.

После гибели адмирала Нельсона адмирал Коллингвуд на борту «Ройал Соверен» завершил окружение и разгром франко-испанской эскадры. В ходе боя линейный корабль «Ройал Соверен» был сильно избит огнем противника, потерял грот- и бизань-мачты, фок-мачта была сильно повреждена, перебито множество снастей. Линкор практически полностью потерял ход и управление. Потери команды составили 42 человека убитыми и 94 ранеными. После гибели адмирала Нельсона командование эскадрой около 16ч. 40 мин. было передано Коллингвуду, но его флагманский корабль не мог из-за повреждений рангоута даже поднимать сигналы. Адмирал Коллингвуд перенес свой флаг на фрегат «Юриалес», который взял «Ройал Соверен» на буксир. 

В 1806 г. «Ройал Соверен» был переведен на Средиземное море, где участвовал в блокаде Тулона и действиях против французских конвоев. В ноябре 1811 г. линкор вернулся в состав Флота Канала. Во время англо-американской войны 1812-15 г.г. корабль сумел отличиться, захватив как приз американское торговое судно «Азия».

Длительная и напряженная боевая служба корабля продолжалась почти 40 лет. 17 августа 1825 г. «Ройал Соверен» был переведен на рейдовую службу как плавказарма для рекрутов и переименован в «Кэптен» (HMS Captain), а в июне следующего года обращен в блокшив в Портсмуте. Корабль был отправлен на слом в 1841 г. и к 28 августа окончательно разобран. Четыре пушки с «Ройал Соверена» были сохранены и находятся до настоящего времени в составе мемориала адмирала Коллингвуда.

Об этой модели.

Модель линейного корабля «Ройал Соверен» была построена для английского заказчика с использованием подлинных архивных чертежей из архива Лондонского Морского музея (National Maritime Museum, Greenwich, London). Модель была выполнена по классической технологии, корпус наборный по шпангоутам, черновая обшивка — липа, чистовая надводного борта — ясень и мелкослойный орех. По условиям перевозки модель выполнялась разборной, отделялись мачты с частично выполненным такелажем и кормовая часть с декором. Окончательная сборка модели была выполнена непосредственно у заказчика в течение двух рабочих дней.

Ещё одна модель была построена для отечественного заказчика.