Линкор «Сантисима Тринидад»

«Сантисима Тринидад» (Santisima Trinidad) Испания, 1769 г. 140‑пушечный линкор.

Масштаб 1:90. Размеры: длина 1100 мм, высота 940 мм, ширина 430 мм.

Материалы: орех, махагон, бук, ясень, самшит, бамбук, медь, латунь, металлическое литьё.

Модель была выполнена для корпоративного клиента.

Будет строиться только по пред-оплаченному или авансированному заказу. 

Цена договорная.

 

Линейный корабль «Сантисима Тринидад». Историческая справка.

Корабль «Сантисима Тринидад» (полное испанское название «Nuestra Señora de la Santísima Trinidad», «Богоматерь Пресвятой Троицы») остался в истории как единственный парусный линкор, имевший четыре полные орудийные палубы.

Первоначально «Сантисима Тринидад» проектировался и строился как классический трёхдечный линкор первого ранга по британским штатам и британской же системе постройки. Корабль сошёл на воду в 1769 г. на верфи в испанского флота Гаване (Куба). В отличие от Британии, «строившей флот дома», испанцы развивали судостроение в своих южно-американских колониях, так как там поблизости были большие запасы высококачественной твёрдой древесины. Для постройки корпуса «Сантисима Тринидад» было использовано кубинское и гондурасское красное дерево, а рангоут корабля, его мачты и реи, изготовили из мексиканской сосны. После постройки вооружение линкора составляло 116 пушек.

В ходе службы корабль несколько раз ремонтировался и перестраивался, первый крупный ремонт линкор прошёл в 1778 г. для устранения проблем с нижними орудийными палубами. Активная служба «Сантисима Тринидад» началась в 1779 г., когда Испания решила поучаствовать в войне за независимость США — естественно, против Британии. Первоначально корабль атаковал в составе соединённой франко-испанской эскадры английские конвои, затем участвовал в блокаде Гибралтара. В 1780 г. испанцам удалось захватить 51 британский торговый корабль в районе м. Сент-Винсент. В 1782 г. эскадра, флагманом которой был «Сантисима Тринидад», перехвалила британский конвой из 19 судов. В том же году линкор принимал участие во второй осаде и атаках Гибралтара. Корабль в качестве флагмана испанского адмирала Луиса де Кордоба, командующего соединенной франко-испанской эскадрой, участвовал в бою у мыса Спартель 20 октября 1782 г. До решительной схватки дело не дошло, и корабли противоборствующих сторон, в том числе и флагманский «Сантисима Тринидад», больших повреждений не получили. После заключения мира в 1793 г. линейный корабль вывели в резерв, и он отстаивался разоружённым в Кадисе.

В 1795 г. один из крупнейших линкоров испанского флота через четверть века службы был отремонтирован и перестроен очень основательно. Несколько увеличились длина и ширина корабля, была добавлена полная четвёртая орудийная палуба. После завершения ремонта в 1796 г. вооружение корабля составляло уже 134 орудия. Вновь в качестве флагманского корабля адмирала Хосе де Кородоба «Сантисима Тринидад» участвовал в битве при Сент-Винсенте 14 февраля 1797 г. В этом сражении испанцы, несмотря на почти двукратное превосходство в силах, были разгромлены английским флотом. Испанский флагман был атакован шестью английскими линкорами, получил тяжёлые повреждения, около трети экипажа было убито и ранено. «Сантисима Тринидад» спустил флаг, но от захвата англичанами собственный флагман спасли вовремя подоспевшие на выручку корабли «Пелайо» и «Сан Пабло».

В ходе ремонта боевых повреждений линейный корабль был ещё раз перестроен. Он находился в резерве, причём в 1803 г. прошел текущий ремонт с заменой медной обшивки. В октябре 1805 г. линкор вновь вооружили и ввели в строй в составе испанской эскадры под командованием адмирала Гравина. Теперь «Сантисима Тринидад» нёс на четырёх палубах 140 орудий различных калибров.

Водоизмещение «Сантисима Тринидад» после всех переделок достигало 4950 т, на тот период он был самым большим кораблём из построенных, да и впоследствии его превзошли по размерам буквально единицы парусников. Похоже, испанцы задались целью построить непотопляемый линкор. Естественно, ни хорошей скоростью, ни маневренными качествами «Сантисима Тринидад» не отличался. Неофициальное прозвище «El Ponderoso», которым этот линкор наградили испанские моряки, было вполне заслуженным. И адмирал Гравина избрал в качестве своего флагмана не этого «тяжеловеса», а более быстроходный и маневренный 112-пушечник «Принсипе де Астуриас».

Последним сражением линейного корабля «Сантисима Тринидад» стал Трафальгар 21 октября 1805 г. В ходе этой битвы этот огромный парусник был непосредственно атакован пятью английскими кораблями I и II рангов и избит артиллерийским огнём до полной потери боеспособности: все его мачты были снесены, а из команды в 1160 человек было убито 312 и ранено 338. Линкор был взят на абордаж и захвачен, британцы пытались буксировать ценный трофей фрегатами «Наяд» и «Фёб», однако им помешал разразившийся сильный шторм. «Сантисима Тринидад» затонул 24 октября примерно в 26 милях к югу от Кадиса. 

Об этой модели

Модель испанского линейного корабля «Сантисима Тринидад» строилась в студии по заказу корпоративного клиента. В качестве исходной документации были использованы чертежи из единственного выпускаемого малоудачного набора Wooden kit, так как в то время никаких других, пригодных для постройки крупной модели, получить не удалось. Сам этот набор из-за некоторых явно неудачных конструктивных решений и странного подбора материалов для постройки качественной модели не мог быть использован. Фактически, для этой модели парусника некоторые его детали были использованы в качестве шаблонов и образцов для элементов декора. Окраска бортов по пожеланию заказчика воспроизведена общепринятая для парусных линкоров: темный борт (орех) и белые полосы орудийных деков (ясень), тогда как на линкоре «Сантисима Тринидад» полосы орудийных деков в некоторые периоды службы, и достоверно при Трафальгаре, были выкрашены в красный цвет.