Памяти товарища

  Станислав Константинович Овсянников
С. К. Овсянников. 1955-2016

В сентябре 2016 года после долгой и продолжительной болезни ушёл от нас создатель и руководитель макетной студии SMC Станислав Константинович Овсянников. Ощущение тяжёлой потери останется ещё надолго...

Я знал Станислава Константиновича почти тридцать лет. Это был один из ведущих судомоделистов города Твери (в те годы — Калинина), но более того — выдающийся организатор. В те годы он, руководя школьным судомодельным кружком, прививал своим подопечным не только умения и техническую грамотность, но и интерес к истории флота и судостроения, истории России.

В середине восьмидесятых в свободном доступе было крайне мало чертежей отечественных кораблей, так как чертежи более-менее современных были под запретом как «секретные», а на корабли царского флота, за небольшим исключением, смотрели как на «идеологически вредные». Более того, С.К. со смехом вспоминал те времена, когда в кружках едва ли не прямо запрещали строить модели боевых кораблей, потому-де, что это военная пропаганда, а Советское государство самое миролюбивое в мире.

Наверное, именно тогда и появилась у Станислава Константиновича идея выпускать чертежи для моделистов. Причём такие, по которым мальчишка из его кружка мог бы построить модель корабля! Не журнального формата, а 1:1 по отношению к модели, а в числе первых были разработаны чертежи броненосцев русского флота. И это не случайно, как человек грамотный, С.К. проанализировал требования к прототипу для радиоуправляемой модели, и нашёл практически идеальный — русский эскадренный броненосец типа «Полтава».

И, когда советские власти со скрипом разрешили кооперативы, практически сразу, в 1988 г., наши энтузиасты истории флота под руководством С. К. Овсянникова организовали кооператив «Новик» по разработке и распространению чертежей для судомоделистов. И что характерно, первые модели по его чертежам были начаты постройкой еще до официального выпуска, по черновикам и эскизам! Ещё одна примета того времени — компетентные органы, узнав, что кто-то собирается выпускать чертежи военных кораблей, затребовало их на проверку. Конечно, узнав, что это всё броненосцы и крейсера начала века, там поняли, что перестраховались, но тем не менее штамп "Разрешено к публикации"  и гербовую печать на оригинальной кальке чертежа броненосца "Севастополь" я видел лично.

В это же время на фоне перестройки, когда как грибы возникали общественные организации самого разного толка, был организован Тверской клуб любителей истории флота. Каким-то чудом клуб получил своё помещение практически в центре города. Станислав Константинович стал его первым, и, как это ни печально, последним председателем. Клуб просуществовал до 1993 года, когда на фоне развала Советского Союза и начала разграбления его наследства (ваучерной приватизации) всем стало не до этого, началось выживание.

К тому времени "колхоз «Новик»" уже реорганизовался в ООО «Ретро-Флот» при содействии ДОСААФ, так как пропаганда истории отечественного парового и броненосного флота была уже сочтена делом достаточно патриотичным. Все доходы от продажи чертежей вкладывались в разработку новых и улучшение качества уже разработанных. Была сделана попытка создать всесоюзный журнал, посвящённый истории флота и судостроения, однако московские и питерские «корифеи» решили каждые идти своим путём. Собранные по предварительной подписке деньги и база подписчиков были переданы редакции питерского «Гангута». Последующие события показали, что решение было верным — журнал «Гангут» тогда вышел и до сих пор выходит регулярно, а московские авторы дошли до выпуска периодических изданий ещё не скоро.

И всё же Станислав Константинович не оставил идею выпуска журнала для моделистов. В 1994-95 г.г., при содействии редакции журнала «Морской сборник», вышли в свет два номера альманаха «Варяг». Однако журнал для судомоделистов без чертежей публика не приняла. На Западе подобные издания живут за счёт коммерческой рекламы, но в ельцинской России производителей и даже импортёров товаров для судомоделистов было ничтожно мало. Импортировать предпочитали компьютеры, а производить — палёную водку. Чехарда с деньгами и то, что народ приучали не жить, а выживать, сильно снизили и продажу чертежей кораблей. 

Но когда более-менее устаканилась ситуация с инфляцией в России, перестали постоянно добавляться нули на купюрах и даже убрали лишние, С. К. Овсянников решил взяться за старое, но на этот раз более серьёзно. Новый ежеквартальный журнал «Моделист-Корабел» появился в каталоге Роспечати для подписки на новый 1998 год. Это было небывалое по мировым понятиям издание, журнал для судомоделистов с чертежами кораблей! Ведь в западных журналах такого рода публикуется в лучшем случае один чертёж на весь журнал, схемки, детали, фотографии моделей, и — реклама, реклама, реклама. 

С.К. Овсянников и построенная им модель парусника, линкор "Ройал Луи"  

С этого начинала студия. Фото 2001 г.
Модель французского линейного корабля
«Ройал Луи»

Однако и у «Моделиста-Корабела» появились рекламодатели. Один очень оптимистичный бизнесмен завёз в Россию наборы для постройки моделей парусников Wooden Kit, товар для нашей страны совершенно новый и никому, кроме узкого круга «выездных» моделистов, неизвестный и недоступный. Наша публика долго раскачивалась, в течение целого ряда лет в «Моделисте-Корабеле» выходили статьи о том, что же это за wooden kit такой, как с ним работать и какие они бывают, а тем временем...

Надо сказать, что в советское время постройкой моделей парусников занимались только отдельные энтузиасты, естественно самоучки. В Твери я в 1980-е знал только одного. Школы парусного моделизма как таковой не было, да и похоже не будет. Мне доводилось слышать от питерского аса-моделиста сожаление, что-де ни в одном ПТУ такому не учат. А С. К. Овсянников учил! Он, по сути, создал курсы парусного моделизма, используя наборы Wooden Kit как учебные пособия. Но какой смысл повторять фрегаты и линкоры иностранных флотов? Опыт разработки и переработки чертежей есть. Технологии известны. Надо строить модели русских исторических парусников! Так и пошло.

  Постройка моделей парусников и создание журнала для моделистов
Журнал «Моделист-Корабел» породил студию.
Студия работала и над журналом.
Фото 2004 г.

К сожалению, издание журнала «Моделист-Корабел» пришлось прекратить в 2005 г. Свёрстанный №23 в свет не вышел, а С.К. долго ещё потом крыл всеми загибами, которых он, как бывший инженер-строитель, знал немало, разных халявщиков и особенно доброхотов, которые задёшево продавали копии чертежей из его журнала. Ведь чертёж формата А1 редко в какой ксерокс или сканер засунешь, а журнальную страницу запросто! Потом и в интернет выложили сканированную подшивку (кстати, неполную), она расползлась по сайтам и файлообменникам, и продажа журнала «в бумаге» потеряла смысл. С.К. даже уничтожил часть тиража не распроданных номеров.

Так что С.К. Овсянников целиком сосредоточился на работе созданной им макетной студии. Была организована продажа моделей парусников в Москве, несколько моделей кораблей было продано за границу. Однако любая дальняя перевозка модели парусника не сахар, а уж отвезти её за море (в Англию) и за океан (в США)... Тем не менее модели студии SMC с помощью Станислава Константиновича добирались благополучно.

«Я всю жизнь мечтал строить модели кораблей» — это Станислав Овсянников. «Лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби» — народное. Сплав этих двух идей и породил студию Ship Model Construction, и продолжает поддерживать её на плаву, несмотря на все кризисы. Станислав Константинович и сам строил модели кораблей, и направлял её деятельность, вплоть до выбора прототипов для моделей. Ведь качественная модель парусника — товар штучный, и модель корабля, чем-то отметившегося в истории, скорее найдёт своего покупателя, чем очередная модель безвестной шхуны или гукора. Он также категорически отказался «играть по китайским правилам», то есть строить модели кораблей «много-много и дёсево-дёсево».

В последние годы жизни здоровье Станислава Константиновича резко ухудшилось. К осени 2013 г. он слёг окончательно. О том, что было дальше, мне рассказывать слишком тяжело. Слишком многого он не успел...

Но студия Ship Model Construction продолжает работать! 

Извините, что получилось так длинно. Просто не было времени писать короче.

Александр Исаенко

бывший чертёжник ООО «Ретро-флот»

бывший ответственный секретарь альманаха «Варяг»

бывший технический редактор журнала «Моделист-Корабел»

мастер-макетчик и веб-мастер студии Ship Model Construction