Пакетбот «Святой Петр»

«Святой Пётр» Россия, 1740 г. Двухмачтовый пакетбот.

Масштаб 1:75. Размеры: длина 550 мм, высота 610 мм, ширина 230 мм. 

Материалы: дуб, береза, бук, липа, медь, ткань х/б

Модель парусника для предварительного заказа. 

Цена договорная.

 

Пакетбот «Святой апостол Пётр». История корабля

Корабль «русского Колумба» (даже если он датчанин)

Парусник строился на Охотской верфи для одного из отрядов Великой Северной (иначе Второй Камчатской) экспедиции непосредственно в ходе неё. Корабль спустили на воду 29 июня 1740 г., и он стал самым крупным в Охотской флотилии. Были построены два однотипных парусника, «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел», составившие отдельный отряд капитан-командора Беринга в составе обширной экспедиции.

Мореходность парусников была достаточно высокой, ведь целью данного отряда морской экспедиции было достигнуть американского континента и выяснить возможность сообщения между Камчаткой и Северной Америкой. Чаще всего класс этих кораблей определяют как пакетботы. Общепринятая реконструкция даёт их внешний вид как однопалубных двухмачтовых судов с парусным вооружением брига. Водоизмещение их было около 200 т, длина 24,4 м, команда каждого корабля составляла 75 человек.

Постройка достаточно крупных по местным меркам парусников на краю света и их последующее оснащение было делом сложным и длительным, охотские власти не горели желанием содействовать Берингу. В плавание корабли ушли только в начале сентября 1740 г., флагманский «Святой Пётр» под началом самого командора Витуса Беринга, а «Святой Павел» повёл капитан-лейтенанта Алексей Чириков, опытный моряк и помощник Беринга ещё по его первой экспедиции. 

Вскоре мореплаватели вошли в открытую Берингом в 1829 г. Авачинскую губу на Камчатке и остановились на зимовку. Ещё в 1697 г. в этих местах казаками был заложен острог, а к осени 1740 г. мичман Иван Елагин на боте «Св. Гавриил» по заданию Беринга составил карты бухты и отстроил промежуточную базу морской экспедиции. Датой основания города-порта Петропавловск-Камчатский считается 6 октября 1740 г., день, когда в Авачинской бухте бросил якорь «Святой апостол Пётр».

В плавание на поиск пути к берегам Америки оба парусника вышли 4 июня 1741 г. Корабли экспедиции 20 июня были разбросаны штормом и не смогли найти друг друга в густом тумане. «Св. Пётр» под командованием Витуса Беринга пошёл на восток один. Он дошёл до берегов Америки на день позже «Св. Павла», 17 июля 1741 года. Парусник продолжил плавание вдоль южного побережья Аляски, на картах отмечались новые острова и архипелаги. Экипаж «Св. Петра» уже сильно страдал от цинги и недостатка пресной воды. 

Последний раз пакетбот подошёл к очередному неисследованному острову 29 августа. Моряки «Св. Петра» впервые встретились с местными аборигенами, алеутами. Судно оставалось у острова неделю, набрав пресной воды и похоронив матроса Никиту Шумагина, первым из команды умершего от цинги. В его память была названа Берингом вся группа островов.

Затем парусник пошёл на запад, вдоль цепи Алеутских остров. К берегу уже не приставали. Командор Беринг уже не мог управлять кораблём из-за тяжёлой болезни. Моряки начали умирать от цинги, за следующие два месяца плавания экипаж «Св. Петра» потерял 12 человек, к концу подходил запас воды и продовольствия. Увидев 4 ноября вершины заснеженных гор, мореходы сначала решили, что это Камчатка и они практически спасены. Однако это был остров, один из тех, которые после этой экспедиции назовут Командорскими. На следующий день «Св. Пётр» встал на якорь близ берега острова, где команда решила зазимовать. Из-за отсутствия гавани пакетбот планировали вытащить на сушу, но 28 ноября поднявшийся ветер перебросил судно через прибрежные рифы, сильно поврежденный парусник уже никак не мог выйти в море. Но всех больных и бо́льшую часть запасов с корабля удалось спасти.

Место для зимовки оказалось относительно удачным. В бухту впадала речка с чистой водой, на острове оказалось множество непуганого морского зверя. Однако зимовать пришлось в наспех построенных покрытых брезентом землянках, моряки продолжали умирать от цинги — всего до весны не дожили ещё 19 членов экипажа. Витус Беринг скончался от неизвестной болезни 8 декабря 1841 г. Впоследствии этот остров был назван его именем.

«Святой Пётр» номер два. Русский моряк не сдаётся (даже если он швед)

Командование остатками экспедиции после смерти командора Беринга принял его старший помощник, лейтенант Савелий (Свен) Ваксель. Весной 1742 г. выжившие моряки начали строить новый парусник из частей полуразбитого «Святого Петра» и собранного на берегу пла́вника. Ни одного из трёх штатных корабельных плотников не осталось в живых, среди уцелевших офицеров корабля специалистов-судостроителей тоже не нашлось. Работами руководил сметливый матрос Савва Стародубцев из красноярских казаков. Он всего лишь успел поработать подручным на строительстве обоих пакетботов экспедиции на охотской верфи! В качестве средства спасения был заложен небольшой гукор, названный в память погибшего пакетбота «Святым Петром».

Кораблик спустили на воду на воду в начале августа, и 14 числа все 46 переживших зимовку моряков, еле поместившись на 11-метровом судне, вышли к родным берегам. 27 августа гукор «Святой Пётр» пришёл в Петропавловский порт. Небольшой парусник «Святой Пётр», несмотря на вроде бы кустарную постройку, оказался прочным и надёжным судном и прослужил целых 12 лет. Он пережил кораблекрушение осенью 1753 г. и погиб в 1755 г., разбившись в шторм у берегов Камчатки.