Шлюп «Баунти»

«Баунти» (HMS Bounty) Британия, 1787 г. Шлюп.

Масштаб 1:48. Размеры: длина 980 мм, высота 763 мм, ширина 355 мм.

Материалы: красное дерево, орех, бук, ясень, самшит, бальза, медь, латунь, металлическое литьё. 

Готовая модель продается из студии.

Цена 360 000 руб.

 

Шлюп «Баунти». История корабля

Построен в 1784 г. как угольщик Bethia. В 1787 г. корабль был приобретен военно-морским флотом для планировавшейся экспедиции по доставке саженцев хлебного дерева на острова Вест-Индии из Полинезии. Отделившиеся северо-американские колонии перестали быть источником дешевого продовольствия для рабов на многочисленных плантациях сахарного тростника.

В разных источниках указывается, что новая единица числилась в списках флота либо как HMS (Его Величества Корабль), либо как HMAV (Его Величества Вооруженное Судно) Bounty. Судно обошлось казне в 1950 фунтов. Перестройка судна для экспедиции заключалась в оборудовании дополнительных кают для командного состава и двух ученых-ботаников, а также специального помещения для перевозки саженцев. Артиллерия корабля была рассчитана на оборону в лучшем случает от враждебно настроенных дикарей — четыре 4-фунтовых пушки и 10 вертлюжных фальконетов.

Под командованием опытного моряка лейтенанта Уильяма Блая, бывшего штурманом у капитана Кука во время его последней экспедиции, корабль вышел из Портсмута 23 декабря 1787 г. Задержка с выходом в плавание привела к тому, что «Баунти» подошел к мысу Горн в самое неподходящее время зимних штормов и не смог выйти из Атлантики в Тихий океан. Так что небольшой (215 тонн) парусник пошел через Атлантику обратно, пересёк Индийский океан и, наконец, после 10-месячного плавания, добрался до первой «контрольной точки» экспедиции — острова Таити.

Дальнейшие события сделали «Баунти» одним из самых знаменитых британских парусных кораблей. 4 апреля 1789 г. шлюп, пополнив запасы и загрузив на борт несколько тысяч саженцев хлебного дерева, покинул гостеприимные берега Таити. А уже 28 апреля, когда шлюп «Баунти» находился близ о. Тофуа, на корабле вспыхнул бунт под руководством помощника капитана Флетчера Кристиана. 

История мятежа на «Баунти» и последующая судьба мятежников с «Баунти» описана во множестве книг и статей, «по горячим следам» были изданы воспоминания самого Блая (Уильям Блай, «Рассказ о мятеже на борту Корабля Его Величества „Bounty“») и мятежника Джеймса Моррисона, одного из помилованных судом. Естественно, записки мятежника о бунте во многом не сходились и даже противоречили воспоминаниям капитана, но именно они стали по большей части основой для повести Жюля Верна «Мятежники с "Баунти"» и американского романа «Мятеж на "Баунти"». Беллетристы из мрачноватой и обыденной история бунта на корабле сделали романтическое приключение, едва ли не идеальный сценарий для фильма в жанре «боевик, приключения, драма», и фильмов о событиях мятежа на «Баунти» было снято три.

Отдельная эпопея — плавание высаженных в шлюпку Уильяма Блая и членов экипажа, не примкнувших к мятежу. 3618 миль (6701 км) на корабельном баркасе, через половину Тихого океана, без карт и навигационных приборов. При этом в ходе плавания из 18 человек этой команды капитана Блая погиб только один, и то не по вине капитана — был убит туземцами на острове Тофуа, хотя Блай предостерегал своих людей от высадки.

После возвращения на родину марте 1790 года капитан «Баунти» Блай был отдан Адмиралтейством под суд за потерю корабля, но его действия были признаны правильными, он был оправдан и оставлен на службе. Поскольку Блай не выполнил задачу своей экспедиции, в 1791 г. он вновь был поставлен во главе экспедиции на Таити на кораблях «Провиденс» и «Ассистант» с той же целью, доставить саженцы хлебного дерева на острова Вест-Индии. Видимо, как английское Адмиралтейство, так и Уильям Блай учли ошибки первого похода, так как этот прошел без приключений и закончился успешно. Плантации хлебного дерева в 1793 г. были заложены на Ямайке, о. Сент-Винсент, а затем и по всей Вест-Индии. Однако рабы на плантациях плоды хлебного дерева есть не стали....

Шлюп «Баунти» мятежники, высадившись на остров Питкерн, сожгли 23 января 1790 года. Лагуна, где сожгли «Баунти», получила название Bounty Bay, а камни балласта судна видны в её водах до сих пор. Менее трёх лет в составе Royal Navy состоял корабль, но какую оставил по себе память! Это едва ли не самый известный английский парусник, воспроизведенный во множестве совершенно разных, что характерно, моделей и имевший натурную плавающую реплику, построенную для съемок фильма 1962 года. 

Об этой модели шлюпа «Баунти»

Мастером студии были использованы для постройки модели широко известные чертежи, основанные в основном на внешнем виде упомянутой плавающей реплики корабля «Баунти». Технология классическая для модели парусника, двойная обшивка на каркасе. В отличие от прототипа, который был окрашен по стандартам британских ВМФ XVIII века, модель покрыта прозрачным полуматовым лаком, чтобы подчеркнуть естественную красоту дерева. Такелаж был откорректирован и дополнен по данным специальной литературы.