Линкор «Виктори»

«Виктори» (HMS Victory) Великобритания, 1805 г. 104-пушечный линкор.

Масштаб 1:90. Размеры: длина 1116 мм, высота 773 мм, ширина 410 мм. 

Материалы: орех, махагон, ясень, яблоня, самшит, медь, латунь, металлическое литьё.

Модель продана и может быть изготовлена на заказ. 

Ориентировочная цена 430 000 руб.

 

Линкор «Виктори». История корабля.

«Виктори» более всего известен как флагман адмирала Нельсона в Трафальгарской битве. До этого за свою долгую службу линкор успел поучаствовать во многих сражениях, был флагманом знаменитых адмиралов. Активная служба корабля продолжалась до 1811 г., с 1824 г. он был ошвартован в порту Госпорт, недалеко от Портсмута, а с 1922 г. сохраняется как памятник в сухом доке в Портсмуте. В настоящее время «Виктори» является кораблём-музеем, едва ли не главной достопримечательностью Портсмута, а также старейшим военным кораблём в эксплуатации. Для британцев «Виктори» воплощает память о величайшей победе флота, после которой Британия более столетия «правила морями». Корабль-музей «Виктори» в Портсмуте ежегодно посещают до 400 тыс. человек.

Постройка

Новый линейный корабль первого ранга для британского флота был заложен в 1759 г., в разгар Семилетней войны. Этот год ознаменовался многочисленными победами британцев над французами, и скорее всего поэтому для нового корабля было выбрано имя «Виктори» («Победа»). В то время англичане строили мало кораблей первого ранга, за весь XVIII в. их было заложено всего десять единиц. Новые корабли создавались на основе предыдущих проектов: прототипом для «Виктори» послужил 100-пушечный линкор «Ройал Джордж», а на основе хорошо зарекомендовавшего себя «Виктори» был разработан проект «Ройал Соверен».

Постройка нового линкора шла довольно долго, из-за окончания Семилетней войны стапельный период затянулся. Однако это поспособствовало долголетию «Виктори», так как собранный набор корпуса успел хорошо просохнуть. Корабль сошёл на воду 7 мая 1765 г., после чего долгое время достраивался на плаву, а затем отстаивался в резерве. По обычной практике тех лет, в мирное время линкоры I ранга ставили на консервацию, чтобы сберечь очень дорогостоящие корабли. Линейный корабль «Виктори» был введён в строй в рамках общей мобилизации флота только в 1778 г., когда Франция вступила в Войну за независимость США,

По первоначальному проекту линкор должен был нести 100 орудий. При его вооружении в 1778 г. 42-фн. орудия нижней палубы были заменены на 32-фн. то ли для облегчения корабля, то ли по причине недостатка тяжёлых орудий. За счет этого на форкастель было добавлено 10 6-фн пушек.  

Начало службы

«Виктори» был введён в строй в марте 1778 г., а уже 27 июля участвовал в Первом сражении у острова Уэссан как флагман адмирала Кеппеля. «Виктори» атаковал флагманские корабли французов «Бретань» и «Виль де Пари». Бой окончился практически вничью, хотя французы понесли бо́льшие потери в людях.

В марте 1780 г. «Виктори» был обшит медью для защиты от древоточцев и обрастания. Корабль стал флагманом эскадры контр-адмирала Кепменфельта, отправленной на перехват французского конвоя из Бреста в порты Ост-Индии. В столкновении 12 декабря, известном как Второе сражение у острова Уэссан, англичанам сопутствовала удача. Несмотря на почти двукратное превосходство противника (19 линкоров эскорта против 11), им удалось захватить 15 французских транспортов. 

В те годы на вооружение английского флота внедрялись карронады, поэтому 6-фн пушки на квартердеке и форкастле частично заменялись на 12-фунтовые, частично на крупнокалиберные карронады. К 1782 г. «Виктори» нёс 108 орудий, из них 10 карронад.

В октябре 1782 г. линкор под флагом адмирала Хау возглавил охранение конвоя, прошедшего в осажденный Гибралтар. 20 октября при возвращении английской эскадры около мыса Спартель произошло нерешительное столкновение с соединённым испано-французским флотом. Англичане уже выполнили свою задачу, доставив припасы в Гибралтар и сорвав его блокаду. После короткой перестрелки британцы оторвались от противника.

Впервые судьбы линкора «Виктори» и Горацио Нельсона пересеклись в сражении у мыса Сан-Висенте. Фрегат «Минерва» под командованием Нельсона 11 февраля 1797 г. в тумане наткнулся на испанский флот и прорезал его строй, оставшись незамеченным. Командующий английской эскадрой адмирал Джервис получил сведения о местонахождении противника. Он атаковал испанцев ранним утром 14 февраля, из-за тумана удалось добиться внезапности. Неприятным сюрпризом для англичан стало значительное превосходство испанцев: 27 линкоров против их 15. Тем не менее Джервис прорезал строй неприятельской эскадры, «Виктори» удалось выбить из линии линкор «Принсипе де Астуриас». В критический момент боя Нельсон на корабле «Кэптен» атаковал противника, сломав линию баталии и фактически нарушив приказ командующего. Этот манёвр внёс решающий вклад в разгром испанского флота. Англичане захватили четыре корабля, из них два были взяты на абордаж командой «Кэптена» под предводительством Нельсона. Сан-Винсент стал громкой победой, необходимой в тот момент Британии, и позволил ей вскоре восстановить господство на Средиземном море.

Ремонт и модернизация.

По возвращении в Англию «Виктори» был найден негодным к боевой службе и назначен к перестройке в госпитальное судно для раненых военнопленных. Однако после гибели в 1799 г. 98-пушечного линкора «Импрегнейбл» было решено вернуть «Виктори» в строй. Реконструкция началась в 1800 г. и затянулась на три года, а её стоимость в конце концов оказалась больше стоимости постройки нового корабля. Кроме замены изношенной обшивки и частей набора (тимберовки), была полностью переделана корма, с неё убраны галереи, навесная палуба стала сплошной, прорезаны дополнительные пушечные порты. Крюйт-камеры были обшиты медными листами, заменено носовое украшение, поставлены новые мачты. Вооружение корабля составило: 30 – 32-фн., 28 – 24-фн., 42 – 12-фн. пушки и 2 – 24-фн. карронады, всего 102 орудия. К 1805 г., на момент Трафальгарского сражения, «Виктори» получил дополнительно пару 12-фн. на форкастле, а карронады были заменены на 68-фунтовые. Именно тогда схема окраски «Виктори» была изменена на ту, что мы можем видеть сегодня: чёрный борт с желтыми полосами вдоль орудийных деков, крышки портов чёрные. Впоследствии подобная окраска стала классической и получила название «Нельсоновская клетка».

Под флагом адмирала Нельсона. Трафальгарское сражение.

Впервые флаг вице-адмирала Нельсона был поднят на «Виктори» 18 мая 1803 г. В сентябре 1805 г. эскадра адмирала Нельсона заблокировала франко-испанский флот в Кадисе.  И при попытке прорыва в Средиземное море объединённая эскадра (18 французских линкоров, адмирал Вильнёв и 15 испанских, адмирал Гравина) рано утром 21 октября была обнаружена англичанами. 

27 английских линкоров были разделены на два дивизиона: левый (наветренный) из 12 кораблей вёл Нельсон на «Виктори», правый (подветренный) — 15 кораблей под флагом контр-адмирала Коллингвуда на «Ройал Соверен». Первые залпы Трафальгарского сражения прозвучали около 11.00: испанский линкор «Санта Анна» открыл огонь по «Ройал Соверен». Первым в бой вступил Коллингвуд, прорезав строй неприятеля около 12.30, а через 45 минут «Виктори» вклинился между испанским линкором «Сантисима Тринидад» и французским флагманом «Бюсантор», а затем свалился на абордаж со следующим в строю французским линкором «Редутабль». Нельсон был смертельно ранен стрелком с марса французского корабля.

К 14.00 адмирал Вильнёв сдал свой флагман «Бюсантор», как минимум 12 кораблей у французов и испанцев были захвачены или не могли продолжать бой. Сражение к этому моменту было фактически выиграно. Всего в ходе боя 21 октября англичане сожгли один и захватили 17 кораблей.

«Виктори» был тяжело повреждён, потерял ход, в его экипаже было 57 убитых и 102 раненых. Корабль был отбуксирован для ремонта в Гибралтар линкором «Нептун». Впоследствии на «Виктори» было доставлено в Англию тело Нельсона.

Разгром франко-испанского флота при Трафальгаре похоронил планы Наполеона высадиться в Англии и окончательно утвердил британское господство на море.

После Трафальгара.

Адмиралтейство сочло «Виктори» слишком старым для восстановления в качестве линкора первого ранга. В 1807 г. корабль был переведён во второй ранг, его артиллерия была существенно облегчена. В 1810-11 г.г. «Виктори» использовался как войсковой транспорт, затем как плавучий склад, а с 1813 по 1817 г.г. — как плавучая тюрьма. В 1814-15 г.г. он прошёл крупный ремонт. В феврале 1817 г. корабль снова зачислили в первый ранг, вооружив 104 орудиями, а в 1822-24 г.г. снова капитально отремонтировали в доке в Портсмуте. После этого «Виктори» до 1830 г. использовался как флагманский (штабной) корабль для адмирала, командующего Портсмутской военно-морской базой.

В 1831 г. старый корабль едва не отправили на слом. Однако из-за протестов общественности его оставили на плаву у причала в Портсмуте. «Виктори» был открыт для посещения гражданским лицам, фактически став кораблём-музеем. В 1847 г. исторический линкор был объявлен постоянным флагманом Флота Метрополии. Интерес к кораблю подогрело празднование 100-летия Трафальгарской битвы в 1905 г. Всё же из-за недостаточного ухода состояние «Виктори» постепенно ухудшалось, в 1911 г. оно описывалось английскими авторами как «не стоит доброго слова».

На вечной стоянке.

К 1921 г. состояние «Виктори» было плачевным. Началась общественная кампания по сохранению корабля, основной вклад в которую внёс богатый судовладелец Дж. Кейрд. 12 января 1922 г. линкор был введён в Портсмутский док №2, старейший из ныне используемых. Звучали разные предложения по дальнейшему размещению линкора-памятника, но Адмиралтейство решило не рисковать. Корпус корабля не выдержал бы перемещения, и «Виктори» остался в старом доке на вечной стоянке.

Было решено реконструировать бывший флагман Нельсона на исторический момент Трафальгарской битвы. К 1929 году был в основном восстановлен внешний вид корабля. Однако реставрационные работы и текущий ремонт продолжались. Они были приостановлены только в период Второй Мировой войны. В 1941 г. в док угодила немецкая бомба, повредившая одну из опор корпуса, фок-мачту и проделавшая в борту «Виктори» большую пробоину. Но это, как ни странно, положительно сказалось на состоянии корабля: корпус стал просыхать, так как улучшилась вентиляция внутренних помещений.

В 1950-е годы ремонт и реставрация «Виктори» продолжились. Были убраны переборки для улучшения вентиляции, менялись сгнившие детали корпуса, проводилась обработка древесины против гнили и древоточцев. Подобные работы проводятся и по сей день. Сохранение деревянного корабля-памятника — очень сложная задача.

Об этой модели.

В качестве исходной документации для постройки модели линейного корабля «Виктори» использовались судомодельные чертежи фирм Mamoli и Constructo, дополненные по данным книг серии «Anatomy of the ship» и другой специальной литературы. Подлинные построечные чертежи знаменитого линкора не сохранились, и все существующие чертежи «Виктори» обмерные, самые ранние выполнены при реконструкции 1800 г. Эта модель, как и подавляющее большинство современных реконструкций, воспроизводит внешний вид линкора «Виктори» на момент Трафальгарского сражения, а точнее его современное состояние как корабля-музея, внешний вид которого по возможности восстановлен на момент легендарной морской битвы.